5 февраля, Четверг

В Петербурге прошли мастер-классы по традиционному русскому прикладному искусству

В период с 7 по 11 декабря 2009 года в рамках выполнения Программы по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 2008 – 2010 годы, принятой Правительством Санкт-Петербурга в 2008 году, в нашем городе находились делегации российских соотечественников из 6 стран, которые прибыли для участия в мастер-классах по традиционному русскому прикладному искусству, — в общей сложности 60 человек:

Бельгия - 2 человека
Германия - 6 человек
Литва - 18 человек
Норвегия - 1 человек
Украина - 7 человек
Эстония - 26 человек

Данные мастер-классы были организованы по заказу Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Этот образовательный проект по изобразительному искусству включал в себя разделы, посвященные народным промыслам России, декоративно-прикладному искусству как неотъемлемой части искусства в целом. Изучение этих разделов происходит линейно, от простого к сложному, от элементов к композиции и художественному образу. В мастер-классах представлена методика преподавания нескольких росписей, система заданий и упражнений для их освоения.

Целью мастер-классов является ознакомление и приобщение наших зарубежных соотечественников к народному творчеству России, его традициям и наследию. В процессе их проведения решались следующие задачи:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

- сформировать представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой;

- овладеть основными приемами росписи по дереву.

Мастер-классы проводились профессиональными педагогами, имеющими богатый опыт работы в области традиционного русского искусства. Участникам были предложены следующие темы:

- Декоративно-прикладное искусство в России:

  • Традиции в народном искусстве. Истоки народных промыслов.
  • Зарождение промыслов, семантика природных форм, язык росписи. Инструменты и принадлежности.

- Теория и методика преподавания кистевой росписи:

  • Городецкая роспись. Особенности композиции и цветовых решений.
  • Хохломская роспись. Особенности композиции и цветовых решений.
  • Волховская роспись. Особенности композиции и цветовых решений.
  • Петербургская роспись. Особенности композиции и цветовых решений.

- Графические росписи:

Мезенская роспись. Особенности композиции и цветовых решений.

В процессе мастер-классов все участники обеспечивались информационными и наглядными материалами, включающими в себя тезисы мастер-классов, задания для практических занятий, тексты для работы, методические рекомендации.

По окончании обучения каждый слушатель получил сертификат о прохождении курса повышения квалификации в области русского традиционного прикладного искусства в объеме 18 часов.

Для того, чтобы у участников этого уникального проекта осталось наиболее восторженное впечатление от соприкосновения с петербургской культурой, для них дополнительно были организованы общетематическая обзорная экскурсия по городу, экскурсия в Государственный Русский музей, а также посещение спектакля «Гала-концерт артистов балета» в Мариинском театре.

Своими впечатлениями о мастер-классах поделился гость из Литвы, директор Детского творческого объединения «Муза» (г. Вильнюс) Юрий Антонов: «Я и мои коллеги очень благодарны Санкт-Петербургу за прекрасную возможность познакомиться с Россией на курсах повышения квалификации для специалистов в области традиционного русского прикладного искусства. Многие уже не первый раз приезжают на эти замечательные мастер-классы. Я тоже был в прошлом году и, узнав о занятиях в этом году, решил не упустить такой шанс. Конечно, можно узнать в специальной методической литературе о разных видах росписи. Но ничто не заменит живого общения с настоящим мастером, самозабвенно любящим свое дело. На занятиях мы, буквально затаив дыхание, смотрим, как в руках художника рождается шедевр. Кажется, что у него волшебные кисточки! А это руки у него волшебные. Нам объяснили методику, помогли «поставить руку», и после первых неловких мазков мы уже сами пробуем раскрасить небольшие выточенные, но не расписанные деревянные заготовки – «белье». Вы не представляете, какое удовольствие получаешь, когда любуешься на готовое изделие: это и радость от самореализации, и сувениры родителям и детям. Как преподаватель ИЗО и технологии, понимаю важность этно-компонента в обучении. И этот культурологический аспект нам на занятиях раскрывают очень полно. Спасибо всем, кто организовал эти курсы. Очень надеемся на дальнейшее интересное сотрудничество».

Учитывая данные и другие аналогичные отзывы участников данного проекта, принято решение и в 2010 году провести подобные мастер-классы. Начиная с января 2010 года, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, будет принимать и рассматривать заявки от наших зарубежных соотечественников – специалистов в области русского традиционного прикладного искусства – на участие в мастер-классах.

Читайте также