7 февраля, Воскресенье

Программа «Русский язык вне России» в Копенгагене

16-17 апреля в Российском центре науки и культуры в Копенгагене прошел семинар для специалистов, работающих с детьми соотечественников и учащимися двуязычных образовательных учреждений. Организаторами уже второй, за последние полтора года, насыщенной программы по этой актуальной проблематике выступили Комитет  по внешним связям Санкт-Петербурга, Российский центр науки и культуры в Копенгагене, Центр «Златоуст» (Санкт-Петербург).  Семинар был подготовлен для наших соотечественников, проживающих в Дании. Однако, как в первый, так и во второй раз он существенно расширил свои географические рамки. В декабре 2008 г. в семинаре приняли участие специалисты из Финляндии и Голландии, в этот раз – из Швеции (Мальме) и Норвегии (Осло).  Такой формат всеми участниками признан как исключительно полезный.

Небольшая по численности делегация из Санкт-Петербурга состояла из специалистов очень разных профилей, охватывающих различные аспекты синтеза детского воспитания: методика преподавания русского языка вне языкового окружения – двуязычие-фольклор и этнография — детская психология – нейропсихология — логопедия. Но ведь любому детскому педагогу во всем этом надо разбираться, чтобы понимать мироощущение своих учеников и правильно выстраивать стратегии преподавания. В группу петербургских лекторов вошли: О.А. Ботякова – кандидат культурологи, заведующая учебно-методическим отделом Российского этнографического музея,  заслуженный работник культуры РФ, Н.Л. Федотова – доктор педагогических наук, профессор Петербургского университета, Е.А. Якимович – зам. декана факультета дополнительного образования Института специальной педагогики и психологии. Возглавлял делегацию генеральный директор Центра «Златоуст», кандидат филологический наук С.Н. Голубев.

С датской стороны в семинаре приняли участие все преподаватели Школы и курсов русского языка при РЦНК (Копенгаген), Средняя школа при Посольстве РФ в Дании, Детско-юношеский центр «Творчество» (г.Орхус),  Школа при Копенгагенской коммуне,  Русская творческая мастерская «В гостях у сказки» (Копенгаген), школа «Рыжий кот» (Копенгаген),  Копенгагенский центр «Studienskolen», Русская школа г. Оденс,  Ассоцияция «5+» ,  большая группа преподавателей Детского центра «Колокольчик (Мальме, Швеция),  Школа дополнительного образования в Осло (Норвегия).

Как сказал руководитель петербургской делегации С.Н. Голубев на Круглом столе  «Сохранение русского языка и русской культуры в русскоязычной диаспоре Дании», прошедшем 17 апреля, РЦНК в Копенгагене оказался уникальной базой – блестяще оснащенной технически, сильной в своем организаторском потенциале, хорошо развитой методически как образовательный центр – для выполнения роли регионального методического центра скандинавских стран в области дополнительного образования детей соотечественников. Эту мысль горячо поддержала и Татьяна Рейерсен, директор языковой школы в Осло – у нас в Норвегии нет Российского культурного центра, протекторат РЦНК в Копенгагене был бы для нас решением острой проблемы регулярных связей с Россией.  Прямая связь с Москвой и Питером у нас, разумеется, налажена, но она и сложнее, и дороже.  А для наших шведских соотечественников из Мальме регулярное взаимодействие  с РЦНК в Копенгагене уже норма. Хотелось бы этот положительный опыт расширять и развивать на весь регион.

Своеобразную ось дискуссии на Круглом столе 17 апреля задала преподаватель школы при РЦНК в Копенгагене Маргарита Попова – мотивировать ребенка в его интересе к русскому языку, его культуре надо через те сферы, которые ему не столь доступны через датский язык, ставший для него уже родным и обыденным – астрономия, шахматы, русскоязычный интернет с его огромными ресурсами и живыми молодежными чатами, история, искусство. Эту мысль подхватила и Елена Вайль (Высшая школа экономики):  дополнительная прагматическая установка – возможность повышения среднего балла аттестата через успешную сдачу экзамена по русскому языку. Такие программы подготовки мы сейчас разрабатываем.

Содержательный обзор о ситуации с изучением русского языка в Дании сделала Наталья Литвинова.

Татьяна Савельева рассказала о начале работы новой ассоциации «5+» и ее нацеленности на развитие многоязычия в Дании, как составной части многоязычной Европы. Большой интерес участников семинара вызвал рассказ преподавателя школы РЦНК Натальи Узденовой о том опыте, который накоплен в области методик преподавания и развития интереса к русскому языку у детей младшего возраста.

Перед собравшимися на Круглом столе выступил и отец Сергий, настоятель Копенгагенского прихода РПЦ, подчеркнувший особую важность в бурном современном мире духовного развития детей как основы их психического здоровья и нравственного начала.

В программу мероприятий, разработанную Центром «Златоуст», помимо семинара и круглого стола, входила также выставка учебно-методических пособий издательства «Златоуст», мастер-классы О.А. Ботяковой «Русский фольклор во внешкольной работе» и Е.А. Якимович «Построение курса русского языка с учетом особенностей разных когнитивных стилей учащихся».  Все присутствующие  отметили исключительную полезность таких уроков для их собственной работы, выразили пожелания, чтобы подобные занятия проводились на регулярной основе.

В субботу же все участники программы получили возможность посетить занятия в школе при РЦНК, познакомились как с работой учителей, так и с реальными результатами их труда – активности детей во время уроков. Результаты занятий были высоко оценены как датскими коллегами, так и гостями из Петербурга. Большой интерес вызвал у участников семинара открытый урок, проведенный Екатериной Андреевной Якимович, которая на практике продемонстрировала некоторые авторские приемы коррекции нарушения речи у двуязычного ребенка. Учителя отметили, что практическая реализация лекционного материала повышает эффективность восприятия и запоминания материала. К тому же, готовые способы коррекции легко встраиваются в практическую деятельность любого учителя.

Направляя в Копенгаген группу методистов-гуманитариев, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга возложил на них  еще одну дополнительную миссию – доставить в Данию выставку фотографий, посвященных 65-летию Победы и Блокаде Ленинграда, которую открыли в  выставочном зале РЦНК 17 апреля. Экспозиция вызвала большой интерес собравшихся. На церемонии открытия директор РЦНК Е.А. Чернуха подчеркнула актуальность темы войны и ее последствий для всех поколений, особенно для молодых. Не зная уроков истории очень сложно не допустить новых ошибок в построении настоящего и будущего. На церемонии открытия выступила датская победительница конкурса «И помнит мир спасенный…»  Елизавета Деренченко, написавшая эссе на тему «Блокада Ленинграда».

Все участники семинара получили подарки от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга – комплекты учебно-методических пособий по русскому языку, книг по истории и культуре России и Санкт-Петербурга.

18 апреля, делегация из Петербурга, вынужденная задержаться в Копенгагене из-за прекращения авиаперевозок в Европе, провела семинарские занятия в классах  копенгагенской школы «Рыжий кот», 19 – на курсах русского языка РЦНК.

Читайте также