17 февраля, Понедельник

Сберегая культурные богатства Русского зарубежья

После драматических революционных событий 1917 года сотни тысяч русских людей были вынуждены, спасаясь от преследований большевиков, покинуть пределы России и искать убежище на чужбине. Среди них оказалось немало носителей высокой культуры – поэты и писатели, художники и архитекторы, философы и богословы, актёры и режиссёры. Одно лишь словосочетание «философский пароход» стало символом беспрецедентной в истории нашей страны «утечки мозгов», в одночасье прервавшей самобытный ход развития отечественной философии. Впрочем, деятели русской культуры, находя приют во Франции и Германии, Югославии и Чехословакии, США и Латинской Америке, даже вдали от исторической Родины осознавали свою причастность к России и продолжали жить богатой творческой жизнью, бережно сберегая, как драгоценную реликвию, русский язык, обычаи, культурные и духовные обычаи.

Стараниями выходцев из России в различных уголках планеты возникли очаги высокой русской культуры, которые в полной мере являются достоянием одновременно нашей страны и тех зарубежных государств, где волею судьбы сформировались многочисленные российские диаспоры. Чем же важно для нас изучение наследия Русского зарубежья? Назовём хотя бы две главные причины. Во-первых, возвращение «эмигрантского» наследия обогащает современную русскую культуру, помогая восстановить «времён связующую нить» и реанимировать прерванные революцией традиции. А во-вторых, изучение этого культурного пласта способствует возведению «духовных мостов» между Россией и другими странами.

Осознавая важность этих поистине стратегических задач, комитет по внешним связям правительства Санкт-Петербурга уже не первый год работает над созданием «Электронной энциклопедией культурного наследия Русского зарубежья», которая доступна в сети Интернет по адресу www.artrz.ru. Масштабная задача? Несомненно! Поэтому неудивительно, что в этой сложной, кропотливой работе городскому правительству помогает такой сильный партнёр, как петербургский Фонд имени Дмитрия Сергеевича Лихачева. Цель проекта – накопление и распространение знаний о достижениях российской эмиграции в сфере культуры и гуманитарных наук в ХХ веке.

Основными центрами Русского зарубежья были Париж, Берлин, Прага, Белград, Нью-Йорк, Харбин и Шанхай. Однако очаги русской культуры имелись в Италии, Великобритании, Болгарии, Румынии, Финляндии, Польше, Бельгии, Греции, Турции, Египте, Канаде и в республиках Прибалтики.  Заметный культурный след выходцы из царской России оставили также и в некоторых странах Латинской Америки и в Австралии.

Советская власть относилась к Русскому зарубежью с нескрываемой враждебностью, объявляя деятелей российской культуры, проживающих за рубежом, «реакционными элементами», «носителями буржуазного мировоззрения» и даже «агентами империализма». Поэтому неудивительно, что культурные и творческие достижения русских эмигрантов долгое время находились под запретом и оставались неизвестными в России. Ситуация кардинально изменилась лишь с началом Перестройки. Одним из первых, кто обратил внимание общественности на необходимость изучения и возвращения в страну культурного наследия Русского зарубежья, был академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Знания по истории русской эмиграции, которые были накоплены за последние два десятилетия, в 2010 году позволили приступить к созданию Энциклопедии культурного наследия Русского зарубежья. Первым этапом этой масштабной и долгосрочной работы стало создание энциклопедического интернет-сайта «Изобразительное искусство и архитектура Русского зарубежья» www.artrz.ru. Он представляет собой уникальный свод сведений о деятельности художников и архитекторов Русского зарубежья, собранных многими исследователями.

Посетители сайта смогут найти не только биографии художников и архитекторов в Русском зарубежье, но и статьи о художественных объединениях, групповых выставках, художественных журналах, изданиях о русском искусстве за рубежом. Отдельная рубрика представляет русские зарубежные храмы как памятники архитектуры. Для искусствоведов особый интерес будет иметь раздел, посвященный архивам русских художников за рубежом.

Интернет-технологии позволяют связать новый сайт с другими ресурсами «всемирной паутины». Биографические статьи о художниках дополняются репродукциями картин из художественных галерей и музеев, фотографиями, текстами статей, опубликованных в других изданиях, видео роликами c ресурса “Yоu Tube”.

На сегодняшний день Энциклопедия насчитывает более 2000 статей. В течение 2013 года была проведена работа по подготовке еще 300 статей, а в настоящее время готовятся к размещению еще 200 статей. К 2014 году планируется полностью завершить разделы, посвященные русскому изобразительному искусству и архитектуре.

В марте 2013 года Энциклопедия была презентована в рамках цикла культурно-образовательных акций для российских соотечественников, проживающих во Франции, – «Петербургские встречи в Париже». Наконец, 30-31 октября 2013 года в Москве состоялась Всемирная тематическая конференция соотечественников «Соотечественники и их вклад в мировую культуру». В её рамках заместителем исполнительного директора Фонда Лейкиндом Олегом Леонидовичем была проведена презентация энциклопедии. Презентация вызвала живой интерес среди участников конференции.

Комитет по внешним связям правительства Санкт-Петербурга приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в реализации этого уникального проекта, призванного обогатить современную русскую культуру и возвести «духовные мосты» между Россией и другими странами. Недаром древние говорили: «Чтобы дерево росло вверх, оно должно крепко держаться корней». Энциклопедия Русского зарубежья создаётся именно для того, чтобы укрепить нашу культурную «корневую систему».

Читайте также